09.06.2025

«Аэрофлот» предложил обязать авиакомпании покупать отечественные самолеты

Крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот» (MOEX: AFLT) выступил за обязательную закупку авиакомпаниями отечественных самолетов, если те получат доступ к иностранным лайнерам. В «Ростехе» вероятность возвращения западных самолетов расценивают как фантастическую, эксперты же говорят, что меры протекционизма нужны, но при этом необходимо учитывать состояние авиапрома.

Гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский предложил на государственном уровне регулировать соотношение российских и западных самолетов в парках авиакомпаний, если те получат доступ к иностранным воздушным судам (ВС). Об этом топ-менеджер рассказал в интервью “Ъ”.

Количество обязательных к закупке российских самолетов и другие детали, по его словам, требуют анализа и проработки, но «порядок должен распространяться на все российские авиакомпании и на всю линейку ВС». Как отметил господин Александровский, эта мера обеспечит возврат инвестиций государства в самолетостроение и ускоренное лечение «детских болезней» новых самолетов.

Опрошенные “Ъ” частные авиакомпании от комментариев воздержались.
Сообщения о возможном возобновлении поставок иностранных самолетов в РФ, в частности Boeing, появились в феврале этого года. Первый вице-премьер Денис Мантуров тогда говорил, что у западных производителей самолетов «просто взять и вернуться так, как просто взяли и вышли, уже не получится», а власти будут искать компромисс, чтобы российские авиакомпании «приобретали российские самолеты».

Близкий к Минпромторгу собеседник “Ъ” отметил, что «вопрос защиты интересов промышленности не теряет актуальности, но конкретные меры можно будет обсуждать только после того, как очертятся рамки урегулирования отношений с Западом».

Источники “Ъ” в авиапроме включали в перечень рассматриваемых властями мер протекционизма отмену беспошлинного ввоза иностранных ВС, а также разрешительный механизм согласования с правкомиссией любого импорта самолетов, в том числе полученных в «мокрый лизинг» и купленных на вторичном рынке. Хотя источники “Ъ” в авиакомпаниях сомневаются, что какие-либо меры защиты могут быть введены до того, как авиапром выйдет на масштабное серийное производство. В Минпромторге комментировать ситуацию не стали.

В «Ростехе» “Ъ” заявили, что единственно привлекательная пропорция для отечественного авиапрома — 100% российских ВС в парках авиакомпаний. В госкорпорации будут «поступательно стремиться к этому показателю», но допускают, что на переходном этапе доля иностранных ВС может быть большой и должна уменьшаться по мере выбытия зарубежных самолетов из эксплуатации. Поставленная президентом задача — обеспечить к 2030 году долю отечественных самолетов в авиакомпаниях не менее 50%, напомнили там.

Сценарий, при котором иностранные производители авиатехники вернут доступ на наш рынок, считают в «Ростехе», «выглядит фантастическим и не слишком патриотичным».

На текущем этапе вопрос возобновления поставок выглядит «шкурой еще не пришедшего к нам медведя», говорит старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. По его словам, нет понимания, когда ограничения могут быть сняты и насколько РФ готова допустить иностранные компании. «Если с поставками запчастей и техобслуживанием дискуссий не ожидается, то о возобновлении поставок самолетов в правительстве есть разные точки зрения»,— отмечает он. Свои версии, продолжает господин Крамаренко, есть как в Минпромторге и «Ростехе», так и у Минтранса с авиаперевозчиками, которые «пока еще помнят, как просто и приятно эксплуатировать западные самолеты». С учетом объема вложенных государством инвестиций в авиапром проработка гарантий спроса выглядит логичным шагом, указывает он. Баланс между протекционизмом и нуждами авиакомпаний будет зависеть от того, в каком состоянии к моменту открытия рынков будет отечественный авиапром, заключает господин Крамаренко.

До восстановления отношений с «глобальным Западом» поставки техники иностранного происхождения с первичного рынка объективно невозможны, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. А вариант поставок со вторичного рынка, добавляет он, «очень сложный и не всегда оправданный». Вопрос протекционистских мер, считает эксперт, нужно рассматривать и с точки зрения перспектив вывода российской техники на зарубежные рынки.

Как отмечает господин Пантелеев, практика прошлого десятилетия показывала, что если страна устанавливает слишком серьезные протекционистские ограничения, то она с высокой степенью вероятности получает ответные меры, в том числе по линии ВТО. Но сейчас, указывает он, прежний облик международной торговли разрушен и, возможно, устанавливая защитные барьеры против проникновения в РФ техники западного производства, «мы сможем безболезненно поставлять самолеты на рынки, закрытые для западной техники». При этом, подчеркивает эксперт, пересмотр таможенных пошлин потребует согласования с другими странами ЕАЭС, против чего могут выступить ряд членов союза, не подпавших под санкции и не готовых отказаться от Boeing и Airbus.

Автор(ы): Айгуль Абдуллина / Газета «Коммерсантъ» №99 от 05.06.2025, стр. 7
Источник: 
https://www.kommersant.ru/doc/7776619

Другие новости

07.07.2025

Госзакупки в ЕАЭС: казахстанская продукция получает приоритет

Госзакупки в ЕАЭС: казахстанская продукция получает приоритет   1 июля 2025 года на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии одобрено решение о дополнении приложения № 11...
07.07.2025

«Честный знак» выявил более 500 тонн контрафакта в госзакупках для школ и больниц

Системы маркировки «Честный знак» с начала года выявила в госзакупках для образовательных учреждений и больниц более 500 т молочной продукции и бутилированной воды с признаками...
07.07.2025

Минстрой разъяснил, как учитывать новый НДС в контрактах с «упрощенцами»

Минстрой России в официальном ответе от 30 июня 2025 года № 37608-АВ/09 разъяснил порядок отражения налога на добавленную стоимость в контрактах, заключаемых с участниками закупок,...
07.07.2025

Практика ФАС в сфере защитных мер: обзор свежих решений ведомства

📌При проведении аукциона на поставку наборов посуды для приготовления пищи для оснащения предметных кабинетов по программе «Труд» в рамках федерального проекта «Все лучшее детям» заказчик...