17.02.2025

Свежий обзор закупочного законодательства с 10.02.2024 по 16.02.2025

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

 

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Подрядчика для капитального ремонта многоквартирных домов будут выбирать по-новому

Соответствующие поправки внесены в постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.

Документ: Постановление Правительства РФ от 10.02.2025 № 127

https://gkgz.ru/podryadchika-dlya-kapitalnogo-remonta-mnogokvartirnyh-domov-budut-vybirat-po-novomu/

 

2.Утверждены правила предоставления казначейских инфраструктурных кредитов

Документ: Постановление Правительства РФ от 25.01.2025 № 48

https://gkgz.ru/utverzhdeny-pravila-predostavleniya-kaznachejskih-infrastrukturnyh-kreditov/

 

3.Изменен порядок перечисления в 2025 году денежных средств, подлежащих казначейскому сопровождению

Документ: Постановление Правительства РФ от 13.02.2025 № 152 (https://t.me/gkgzru/18315)

https://gkgz.ru/izmenen-poryadok-perechisleniya-v-2025-godu-denezhnyh-sredstv-podlezhashhih-kaznachejskomu-soprovozhdeniyu/

 

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Центральный аппарат ФАС России вправе пересматривать решения территориальных органов о включении или об отказе во включении поставщиков в РНП

Документы:

Письмо ФАС России от 29.01.2025 № ГР/6720/25

Письмо ФАС России от 04.02.2025 № ГР/8648/25

https://gkgz.ru/tsentralnyj-apparat-fas-rossii-vprave-peresmatrivat-resheniya-territorialnyh-organov-o-vklyuchenii-ili-isklyuchenii-postavshhikov-iz-rnp/

 

2.Госдума в первом чтении поддержала создание ГИС «Антикартель»

Документ: Законопроект № 801033-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/801033-8)

https://gkgz.ru/gosduma-v-pervom-chtenii-podderzhala-sozdanie-gis-antikartel/

 

3.Полномочия по определению сметной стоимости строительства предложили уточнить

Минстрой разработал корректировки норм Градостроительного кодекса РФ.

Документ: Проект федерального закона ID проекта 01/05/02-25/00154248

https://gkgz.ru/polnomochiya-po-opredeleniyu-smetnoj-stoimosti-stroitelstva-predlozhili-utochnit/

 

4.Минпромторг выявит махинации с госзакупками: начата сверка объемов производства и закупок

Минпромторг начал проверку соответствия объемов закупаемой российской продукции данным о производственных мощностях, указанным в реестре отечественных промтоваров в соответствии с Постановлением №719. Если выявятся значительные расхождения, к расследованию подключатся правоохранительные органы.

https://gkgz.ru/minpromtorg-vyyavit-mahinatsii-s-goszakupkami-nachata-sverka-obemov-proizvodstva-i-zakupok/

 

5.Минфин разъяснил, в каком случае при возврате обеспечения исполнения контракта требуется заявление

Документ: Письмо Минфина России от 17 января 2025 г. N 24-06-09/3028

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-v-kakom-sluchae-pri-vozvrate-obespecheniya-ispolneniya-kontrakta-trebuetsya-zayavlenie/

 

6.Уточнен порядок подтверждения российского происхождения телекоммуникационного оборудования

Минпромторг России разъяснил вопросы, касающиеся подтверждения отечественного производства телекоммуникационного оборудования.

Документ: Письмо Минпромторга России от 04.02.2025 № ШВ-11731/11

https://gkgz.ru/utochnen-poryadok-podtverzhdeniya-rossijskogo-proishozhdeniya-telekommunikatsionnogo-oborudovaniya/

 

7.Минфин подтвердил: кассовый чек из авансового отчета — это контракт в простой письменной форме

Минфин России уточнил, что контракты с единственным поставщиком в ряде случаев могут заключаться в простой письменной форме. В частности, это касается закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Документ: Письмо Минфина России от 12.02.2025 г № 24-06-09/12540

https://gkgz.ru/minfin-podtverdil-kassovyj-chek-iz-avansovogo-otcheta-eto-kontrakt-v-prostoj-pismennoj-forme/

 

8.Изменен перечень банков, на банковские счета которых вносится обеспечение заявок

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2025 № 316-р (https://t.me/gkgzru/18313)

https://gkgz.ru/izmenen-perechen-bankov-na-bankovskie-scheta-kotoryh-vnositsya-obespechenie-zayavok-2/

 

9.Минфин напомнил, как рассчитывать сметную стоимость каждой позиции по результатам электронной процедуры

Документ: Письмо Минфина России от 17.01.2025 № 24-06-09/3131

https://gkgz.ru/minfin-napomnil-kak-rasschityvat-smetnuyu-stoimost-kazhdoj-pozitsii-po-rezultatam-elektronnoj-protsedury/

 

10.Разъяснения ФАС России о рассмотрении заявок с дженериками лекарственных препаратов на основе Акситиниба, Дапаглифлозина, Руксолитиниба и Осимертиниба

Документ: Письма ФАС России от 24.01.2025 № МШ/5449/25, № МШ/5444/25, № МШ/5676/25, № МШ/5675/25, № МШ/5449/25

https://gkgz.ru/razyasneniya-fas-rossii-o-rassmotrenii-zayavok-s-dzhenerikami-lekarstvennyh-preparatov-na-osnove-aksitiniba-dapagliflozina-ruksolitiniba-i-osimertiniba/

 

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.ВС РФ разъяснил порядок списания неустоек по контрактам с этапами работ

Верховный Суд РФ подтвердил, что завершение отдельного этапа контракта, продолжающего свое действие, не является основанием для списания начисленных, но неуплаченных неустоек. Это следует из Определения ВС от 30 января 2024 г. № 305-ЭС24-1759 по делу № А40-180941/2023.

https://gkgz.ru/vs-rf-razyasnil-poryadok-spisaniya-neustoek-po-kontraktam-s-etapami-rabot/

 

2.ВС РФ: неустойку нельзя списать до полного исполнения контракта, даже при этапном выполнении работ

Верховный суд РФ разъяснил, что наличие этапов в контракте не является основанием для списания неустойки за просрочку исполнения обязательств.

Документ: Определение ВС РФ от 30.01.2025 № 305-ЭС24-17591 по делу № А40-180941/2023

https://gkgz.ru/vs-rf-neustojku-nelzya-spisat-do-polnogo-ispolneniya-kontrakta-dazhe-pri-etapnom-vypolnenii-rabot/

 

3.Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за декабрь 2024 года

Заказчики устанавливали неправильный порядок оценки заявок, допускали их к закупке без оснований для этого. Также они неверно формировали лот, когда закупали одновременно продукцию с разных товарных рынков. Подробнее в обзоре.

https://gkgz.ru/praktika-fas-po-zakonu-n-223-fz-na-chto-kontrolery-obratili-vnimanie-v-obzorah-za-dekabr-2024-goda/

 

4.Суды разъяснили признаки замещающей сделки для взыскания убытков

Документ: Постановление АС Московского округа от 31.01.2025 по делу N А40-260308/2023

https://gkgz.ru/sudy-razyasnili-priznaki-zameshhayushhej-sdelki-dlya-vzyskaniya-ubytkov/

 

5.Нарушение публичного порядка – достаточное основание для отмены решения третейского суда

Верховный Суд РФ назвал основания для безусловной отмены акта третейского суда.

Документ: Определение ВС РФ от 10.02.2025 г № 307-ЭС24-19068 по делу № А56-67650/2023

https://gkgz.ru/narushenie-publichnogo-poryadka-dostatochnoe-osnovanie-dlya-otmeny-resheniya-tretejskogo-suda/

 

6.Верховный Суд: принуждение заказчика на замену товара с улучшенными характеристиками является неправомерным

Документ: Определение ВС РФ от 29.01.2025 №310-ЭС24-23685 по делу № А14-21345/2023

https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-prinuzhdenie-zakazchika-na-zamenu-tovara-s-uluchshennymi-harakteristikami-yavlyaetsya-nepravomernym/

 

7.Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за декабрь 2024 года

Заказчики предъявляли избыточные требования к опыту для оценки заявок, не отменяли решение об одностороннем отказе после того, как контрагент устранил нарушения, и превышали полномочия при проверке уровня СРО. Подробнее об этих ошибках читайте в обзоре

https://gkgz.ru/praktika-fas-po-zakonu-n-44-fz-kakie-oshibki-otmetila-sluzhba-v-obzorah-za-dekabr-2024-goda/

 

8.ВС РФ разъяснил: подрядчик отвечает за скрытые дефекты, даже после приёмки объекта

Документ: Определение ВС РФ от 05.02.2025 г № 303-ЭС24-16745 по делу А59-561/2019

https://gkgz.ru/vs-rf-razyasnil-podryadchik-otvechaet-za-skrytye-defekty-dazhe-posle-priyomki-obekta/

 

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Как заказчику сформировать проект цифрового контракта с единственным поставщиком?

https://gkgz.ru/kak-zakazchiku-sformirovat-proekt-tsifrovogo-kontrakta-s-edinstvennym-postavshhikom/

 

2.Сведения об операциях с целевыми средствами: как заказчику утвердить и применять документ?

Документ: Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 19.11.2024 № 02-12-12/114553, № 07-04-05/04-33765

https://gkgz.ru/svedeniya-ob-operatsiyah-s-tselevymi-sredstvami-kak-zakazchiku-utverdit-i-primenyat-dokument/

 

3.Как правильно указать товарный знак в заявке на закупку по Закону № 44-ФЗ?

Документ: Письмо Минфина России от 23 декабря 2024 года № 24-06-09/129813

https://gkgz.ru/kak-pravilno-ukazat-tovarnyj-znak-v-zayavke-na-zakupku-po-zakonu-44-fz/

 

4.Можно ли объединять лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП с иными препаратами в рамках одной закупки по Закону N 44-ФЗ?

При размещении закупки по Закону N 44-ФЗ на лекарственные средства нужно ли разделять лекарственные средства из списка ЖНВЛП с лекарствами, не входящими в список ЖНВЛП, с 2025 года, или можно выставлять закупку одним лотом, объединив их?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

По общему правилу в настоящее время заказчики по Закону N 44-ФЗ (а также и по Закону N 223-ФЗ) должны соблюдать запрет на объединение в рамках предмета одной закупки (одного лота) лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП с лекарственными препаратами, не входящими в этот перечень.

Лекарственные средства из списка ЖНВЛП могут приобретаться совместно с иными лекарственными препаратами только в том случае, если они включены в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации.

https://gkgz.ru/mozhno-li-obedinyat-lekarstvennye-preparaty-iz-perechnya-zhnvlp-s-inymi-preparatami-v-ramkah-odnoj-zakupki-po-zakonu-n-44-fz/

Подробности: https://gkgz.ru/svezhij-obzor-zakupochnogo-zakonodatelstva-s-10-02-2024-po-16-02-2025/

Другие новости

17.03.2025

Корпорация МСП и ФАС России запустили «бесшовное» реагирование на обращения МСП по неплатежам от заказчиков

За первые два месяца 2025 года объем задолженности заказчиков перед малым и средним бизнесом в связи с нарушением сроков оплаты по госконтрактам в рамках 223-ФЗ...
17.03.2025

Миронов: компании, не выдающие зарплату, стоит внести в реестр недобросовестных

Компании, которые не платят зарплату, хотят внести в реестр недобросовестных. Как выяснили «Известия» 13 марта, с таким предложением на имя премьер-министра России Михаила Мишустина обратились...
17.03.2025

Минпромторг России составил перечень запрещенных при госзакупках стандартов

Минпромторг России в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее – Закон №...
17.03.2025

Основания для изменения условий контрактов предлагают скорректировать

В соответствии с законопроектом, подготовленным депутатами Госдумы, предлагается внести ряд изменений в ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В частности, в случае принятия соответствующего...