28.04.2025

Удержание всей неустойки не отменяет обязанность заказчика списать её половину

Верховный суд напомнил: даже если неустойка удержана заказчиком из оплаты по контракту, это не освобождает его от исполнения обязанности по списанию 50%, если соблюдены условия, предусмотренные Правилами № 783.

️ Поводом для спора стало удержание Главным управлением МВД по Нижегородской области более 2,4 млн руб. штрафов и пеней за просрочку поставки сооружения. Поставщик — ООО «Новый Элемент» — просил списать половину суммы, ссылаясь на антикризисные меры, но получил отказ.

Суды трёх инстанций признали действия заказчика правомерными, указав, что компания не уплатила 50 % неустойки добровольно, как того требует подп. “б” п. 3 Правил № 783.

📌 ВС РФ с этим не согласился: поскольку удержание суммы произошло в безакцептном порядке — из долга по оплате — фактически речь идёт о полной уплате, и заказчик обязан был списать половину.

Кроме того, суд указал, что антикризисный характер регулирования (включая Обзор ВС от 28.06.2017, п. 40) не допускает формального подхода, а действия заказчика повлекли неосновательное обогащение.

️ Решение (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/77108434-486a-45b9-9457-55299f6ae6ea/39586de2-513b-40b7-b578-05f988d5a587/A43-16094-2023_20250421_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True): ВС отменил акты всех инстанций и взыскал с ГУ МВД в пользу правопреемника Швецова М.А. 1,21 млн руб. — удержанную сверх положенного.

Определение подтверждает, что применение Правил № 783 остаётся обязательным элементом правового механизма, а заказчик не вправе произвольно отказывать в списании, если исполнение обеспечено за счёт зачёта.

https://t.me/seldongoszakaz/1075

Другие новости

19.05.2025

Минпромторг расширит на грузовики практику авансирования госзакупок в размере 80%

Практику 80-процентного авансирования госзакупок автотехники планируется расширить на грузовики для облегчения нагрузки на их производителей, следует из подготовленного Минпромторгом проекта постановления правительства. Проект, опубликованный на...
19.05.2025

ФАС и ФНС рекомендуют применять сервисы оценки юрлица и индивидуального предпринимателя при проведении закупок (по 223-ФЗ)

Это позволит повысить прозрачность закупочных процессов и минимизировать риски недобросовестного участия поставщиков ФАС России совместно с ФНС России подписали соответствующее письмо, в котором рекомендуют использовать сервисы...
19.05.2025

Вопрос: Применение ограничения N 1875 при отсутствии в заявке реестровой записи

Закупка (электронный аукцион на поставку) насоса (ОКПД 2 – 28.13.14.110) размещена в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В извещении было установлено ограничение в соответствии с...
19.05.2025

IP-адрес и поведение на торгах: как суды квалифицируют картель по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции

В деле о картельном сговоре двух поставщиков зерна суды всех инстанций подтвердили: для квалификации нарушения антимонопольного законодательства не требуется письменного договора — достаточно совокупности косвенных...